линейные изыскания
ИЗЫСКАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ.
Линейными сооружениями являются автомобильные и железные дороги, различные трубопроводы, линии электропередачи и связи, каналы и т.п. сооружения. Закрепленную на местности или изображенную на плане (карте) ось проектируемого линейного сооружения называют трассой. Основными проектными документами трассы являются план трассы — проекция трассы на горизонтальную плоскость и профиль трассы — ее проекция на вертикальную плоскость. Процесс определения положения трассы называют трассированием, которое может быть полевым или камеральным. При полевом трассировании выполняется комплекс тех или иных геодезических работ на местности. При камеральном трассировании положение трассы определяется без выполнения полевых работ, только на основе имеющихся материалов инженерные изыскания линейных сооружений выполненных ранее геодезических работ и съемок. Основой камерального трассирования служат карты и планы, а при автоматизированном проектировании — также цифровые модели местности.
С геометрической точки зрения трасса представляет собой пространственную ломаную линию, между отдельными участками которой при необходимости могут быть вставлены гладкие кривые, например при проектировании дорог. Трассирование осуществляется в соответствии с техническими условиями , зависящими от вида проектируемого линейного сооружения. Такими условиями могут быть минимальная длина прямолинейных участков, ограничения на уклоны (минимальные и максимальные значения), минимальные радиусы кривизны и другие подобные требования. Сложность проектирования заключается в том, что проектируемая трасса должна отвечать всем установленным требованиям, а ее стоимость должна быть минимальной при данных ограничениях. Иными словами, проектирование должно отвечать требованию критерия оптимальности, в качестве которого обычно выбирается стоимость линейного сооружения.
В процессе полевого трассирования при инженерно-геодезических изысканиях линейных сооружений выполняются такие работы как рекогносцировка трассы, закрепление углов поворота трассы, измерение углов поворота, измерение длин сторон и разбивка пикетажа по трассе, съемка ситуации и нивелирование трассы. Пикетажем называют систему обозначений и закрепления точек трассы [2]. Разбивка пикетажа означает разбиение трассы на равные интервалы. Пикетом называют точку оси линейного сооружения, предназначенную для обозначения и закрепления конца одного и начала другого заданного интервала.
Рекогносцировка выполняется в целях выбора наилучшего местоположения углов поворота трассы и их закрепления на местности (рис. 13.3). Закрепление углов поворота и пикетов осуществляется с помощью деревянных кольев, столбов, металлических трубок, бетонных ПИЛОНОВ И Т.П., рядом с которыми устанавливается сторожок, на котором подписывается номер угла поворота или пикета (рис. 13.4).
Разбивка пикетажа начинается от начала трассы, которое обозначается как нулевой пикет (ПКО).
Обычно пикеты закрепляются через каждые 100 м, поэтому следующий пикет обозначается как ПК1 и т.д. Одновременно с разбивкой пикетажа в местах перегиба рельефа местности закрепляются промежуточные, или плюсовые, точки и выполняется съемка ситуации. Съемка ситуации заключается в определении положения пересекаемых трассой линейных сооружении, что выполняется способом створов. Иногда выполняют топографическую съемку примыкающей к трассе узкой полосы, например, шириной 100 м (по 50 м в обе стороны от оси трассы). Результаты разбивки пикетажа, результаты съемки, а также все промежуточные точки фиксируются в пикетажном журнале, называемом также пикетажной книжкой. Измерение углов поворота трассы осуществляется теодолитом одним приемом. Расстояния между углами поворота измеряются прямо и обратно мерными приборами или дальномерами с точностью 1:2000.
Высотное положение трассы определяется геометрическим нивелированием. Результаты нивелирования трассы записываются в журнале технического нивелирования. В нивелирный ход в обязательном порядке включают все углы поворота и все пикеты. Если превышение между двумя соседними пикетами больше длины рейки, то его нельзя измерить непосредственно. Тогда между такими пикетами выбирают необходимое количество дополнительных точек, называемых иксовыми. Углы поворота, пикеты и иксовые точки являются связующими точками. Превышения И 1 между связующими точками определяют последовательным нивелированием.
Иксовые точки также необходимы при последовательном нивелировании, но, в отличие от пикетов и углов поворота трассы, они не закреплены на местности, поэтому их плановое положение неизвестно, в связи с чем их и называют иксовыми. Промежуточные точки не участвуют в передаче высот по нивелирному ходу, их назначение — зафиксировать перегибы рельефа местности между связующими точками.